пятница, 13 июля 2018 г.

К нам приехала новая "старая " кукла. Чистка туловища. Ч.1.

           Недавно ко мне приехала  красавица Алоиза (Simon Halbig Heinrich Handwerck). И еще одна (K H Kley Hahn Walküre) летит ко мне из Америки. Имени у нее пока нет, но я готовлюсь к приведению в порядок обеих кукол. Начну с чистки туловища.
          Я в этом деле полный "чайник" и поэтому собираю информацию в интернете. Огромная благодарность моим друзьям из ЖЖ, которые делятся своим опытом. Здесь хочу собрать воедино всю необходимую информацию.
          Начнем. 
Взято здесь  у Алены Шабалы.

          
Этот пост не для опытных кукольников,  а для новичков и просто гостей моей странички. Как оказалось таких не мало, заглядывают полюбоваться стариной.
На первом фото запыленные десятилетиями глазки. А на последнем чистенькие. Такие ясноглазки получаются. Водой и другими моющими средствами глазки трогать нельзя, из за покрашенных и восковых век. Поэтому кукольники пользуются скипидаром.


Тельце у меня проходит почти стерилизацию, ну уж дезинфекцию точно. Тщательно вытряхиваю вековую пыль, а иногда и не только. Раньше мой сынуля бежал смотреть, как я работаю.  Один раз мы извлекли огромного сухого жука, вот был восторг.  Снаружи тело отмывается жидкостью для снятия макияжа с глаз Lumene sensitive - органик. Без масла . Грязь удаляет чудесно, не повреждая лаковое покрытие.  В России именно такого я не видела, хотя может искала плохо. На фото ног, одна ножка отмыта, а другая нет.


А это статья из "Осинки". Цитирую только интересующие моменты.
     "
Подготовка к работе
Итак – разбираем. Композитное тело скреплено изнутри резинкой( круглой) иногда с металлическими пружинами или карабинами. Детали- имеют крючки- крепления из металла. Обычная схема сборки – нога закрепляется на резинке- протягивается в торс
-голова-в торс- нога №2, руки связываются между собой отдельно. Т.е  достаточно уложить куклу на мягкую ткань- на большом столе или на полу. Оттянуть ногу и отрезать или снять с крючка ноги резинку придерживая одновременно голову.
Снятую ФАРФОРОВУЮ голову ставим в миску римом( открытой макушкой ) вниз т.е вниз головой , наливаем внутрь немножко жидкого мыла для посуды ( фейри отлично подойдет) и наливаем горячую воду. Пусть постоит минут 30- потом воду горячую открыть и оставить промываться. Когда падглазнички и рокер с глазами отделяться- аккуратно удалите старый воск, краску и и лепку с рокера скальпелем , промыть губкой. Тщательно промыть губкой изнутри и снаружи головку. Промывка должна происходить в более щадящем режиме- если голова имеет реставрации , которые вы хотите сохранить ( тогда на глаза накладываем сменные влажные тампоны на сутки и голову лишь протираем губкой!
Мелкие реставрации сколов и пр- при тщательной промывке снимутся – и их надо будет восстановить- что впрочем не слишком сложно! Зато вы точно будете знать ВСЕ дефекты Вашей кукольной головы. Головку лучше сразу просветить яркой лампой – чтобы выявить возможные дефекты. Теперь она готова для работы!"
   А далее больше для информации, а не для применения.
"Реставрация композитного тела
Композитное тело может быть 5 частей ( прямостоящий тоддлер, тоддлер –согнутые ножки, дама - флаппер – тела некотрых французских марок , немецкой марки « рекнагель») или 11-15 частей шарнирное ( кукла-дама) Торс и основные детали сделаны из целлюлозной основы с 2-слойным покрытием ( грунт) + слой краски + лак, шарики-шарниры, иногда локтевые и бедренные части- сделаны из дерева. Тело очищается мыльной губкой, протирается влажной мягкой тканью, сухой тканью и сушится. После очистки тела – можно приступить к реставрации.
Реставрация композитного тела – может выполняться двумя способами- капитальным и щадящим. Как правило выполняется капитальный( щадящий способ долгий и трудоемкий – он не оправдан в большинстве случаев и применяется только в редких случаях- для музейных экспонатов невиданной цены и сохранности – где площадь повреждений минимальна! Существует 2 диаметрально противоположных мнения относительно реставрации композита – от « оставь как есть» до « переделай полностью» и каждый случай требует индивидуального подхода, но мое мнение относительно композитного тела – капитальный ремонт. Это мнение – результат многих ошибок и почти 15 летнего опыта основано на весьма веских аргументах
Итак ПОЧЕМУ надо реставрировать? Вот мои 10 причин :
1 - и не самое значительное- эстетика. Кукла с пятнами от подкрасов и безобразными долепками пальцев – выглядит инвалидом – а ее назначение – предмет роскоши! Такие куклы покупались редко . передавались по наследству и давались детям в руки по праздникам . для семейных фото – это ПРЕДМЕТ РОСКОШИ и СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ – кукла королева( или инфант!) и она не должна Внушать жалость!
2 - цена композитного тела составляем мизерную долю в стоимости куклы – часто оно дешевле парикаJ его цена в нереставрированном виде – от 50 до 100 долларов и равно ИЛИ НИЖЕ цене собственно реплики , в реставрированном виде - в 2-3 раза выше. Т.е тенденция рынка – говорит сама за себя!
3 – тело разных марок часто различного качества, разрушение и выкрашивание грунтового слоя – рано или поздно ( в зависимости от производителя) НО ВСЕГДА приводит к тому что тело просто становится мягким и ветхим как картон- проваливается, вылезают металлические скрепки – т.е его состояние близко к полному разрушению!
Тела марки « силей» « кестнер» более качественны. Шоенау, французкие - Юнис и конечно особо выделю тела марки «рекнагель»-самый страшный ночной кошмар реставратора!
4 – места крепления деталей( подсокетники) могут западать внутрь( при стягивании резинкой – можно повредить торс!)
5- дефект подсокетника в месте соединения торса с головой – чреват гибелью самой ценной части куклы – ГОЛОВЫ – при стягивании подсокетник отрывается, проваливается внутрь торса , голова резко входит в торс и…. отрублена в районе подбородка - кукла потеряла 70% цены!
6- неукрепленные крючки конечностей – при стягивании или уже стянутое тело –
При изменении позы - вырывается крюк ноги ( а происходит это быстро и резко) – голова футбольным мячиком летит…ох- вдребезги!
И такое- не редкость.
7 и наконец – 85% тел уже имели частичные или полные непрофессиональные реставрации . безобразные полные окраски сем попало или подкрасы 10-50 летней давности – т.е РОСПИСЬ ВСЕ РАВНО НЕ ПОДЛИННАЯ!!! И смысла в ее сохранении – ровным счетом никакого нет!
8 – бытует мнение лентяев « хочу чтоб было видно что старое» « люблю чтоб пахло мышами» Таким могу сказать – разница между старым и старинным в том что старью место на помойке – старинному – в коллекции. Запах мышей – хорош для тех кто не ВИДЕЛ его источника своими глазами- мне довелось подержать в руках крупный торс
Из которого извлекалось реальное мышиное гнездо- со следами жизнедеятельности
Шерстью, грязью объедками и экскрементами- поверьте – никакой романтики!
Мое мнение- все это «антиквариат» для микробиолога или инфекциониста – для большинства людей все таки грязь- не ценность, да и куклу хочется смело держать в руках
Не думая об эпидемиях 100 летней давности…
9 – реставрация насыщает пересушенные материалы влагой – т.е идет обновление и восстановление целлюлозного и грунтового слоев – за счет впитывания влаги и клейкого вещества из шпатлевок . акриловой эмали и красок, так же общее равномерное увлажнение возвращает эластичность пересохшим за сотню лет материалам.
10 – и наконец последнее – качественная реставрация позволит сохранить куклу на столетия, современные материалы позволяют полностью восстановить первозданный вид и тон росписи- если конечно с куклой работает мастер – а не маляр.

Итак – начали!
Метод первый – капитальный – распространенный!
Потребуется :
Целлумикс, шпатлевка латексная, 2 большие мягкие кисти, одна нулевка
Суперклей, эмаль акриловая белая полуматовая радиаторная J - я предпочитаю «парад»
Универсальные колеры – оливковый . беж или желтый, бордо, красный.
Лак – акриловый полуматовый же и бесцветный.
Надо сказать долго пыталась работать с художественными красками – и получалось – не очень. Пока однажды я не задалась вопросом – а чем собственно художественная акриловая эмаль отличается от строительной? Как оказалось – ложится строительная лучше раз в дцать! Ее можно печь с целлумиксом( она держит температуру до 100 градусов) она водостойка и более долговечна и экономична и нет необходимости искать нужный тон- просто колеруешь на 1 раз то что требуется! В общем мне не удалось найти ни одного минуса – сплошь плюсы, потому последние лет 6-7 я не покупаю художественный акрил – пользуюсь исключительно строительным именно этой марки J - попробуйте сами- результат Вас приятно удивит – не считая того , что за 500 рублей Вы получаете полугодовой запас красок всех нужных оттенков- мыслимых и немыслимых вместо того чтобы платить за мизерную баночку не всегда подходящего идеально тона 40 рэ МИНИМУМ ( низкокачественный питерский акрил)до 100 рэ за немецкий ( который на деле немного лучше) и она засохнет довольно быстро! почему полуматовая – идеально для нашего случая! Если глянца нужно больше – просто натрите готовую деталь шерстяной тряпочкой!
Для начала выберем участок с сохранившейся родной красочкой или запасемся деталью по которой будем колеровать наш основной тон. Если «шаблон» для колеровки краски на детали подлежащей реставрации – заколеруйте эмаль заранее. Белая эмаль основа+ колеры+ 10-20% воды( в зависимости от густоты колера) Тон немного менее желтый – чем необходим( т.к лак колеруется тоже), немного светлее чем нужно- высохнет станет на полтона темнее! Покрытие готовой работы желтоватым лаком – дает ту самую полупрозрачную тонировку – максимально приближающую Вашу работу к оригиналу!

Разобранные детали тщательно ошкуриваем- проверяем грунт на «сыпучесть» и удаляем отслоившиеся участки. Участки где разрушения обнажили целлюлозную основу и сделали ее подобной мягкому потертому картону – нужно укрепить изнутри. Идеально подойдет для этой цели ЦЕЛЛУМИКС мелкой фракции – материал собственного изготовления кукольника Гали Шульгиной! Он хорош не только для укрепления – но и для долепки подсокетников, крышек для головы, крупных утрат и целых деталей- так как по весу и фактуре наиболее близок к оригинальному материалу! И еще – он может сохнуть пару суток на воздухе – или 30-40 минут в духовке- т.е можно работать БЫСТРО! Все подсокетники торса - тщательно проклеиваем, укрепляем, то же самое – относительно мест крепления крючков – голени ног и ладошки!. Сушим. Если отсутствуют пальчики – протачиваем небольшое отверстие куда вклеиваем заранее отрезанный и согнутый в форме пальчика проволочный штифт из упругой проволочки от 1 до 2 мм диаметром, на который и долепливаем собственно пальчик из целлумикса или цернита. Пальчик лепите тоньше чем нужно- оставьте место для грунтовки!
Вот теперь шпаклюем начерно – я предпочитаю шпатлевку латексную – по дереву!
Конечно опять же из магазина стройматериалов J
Сушим сутки – опять шпаклюем до полного выравнивания.
Теперь тщательно ошкуриваем( можно использовать прямоточильную машину)
И восстанавливаем рельеф – где необходимо. Разводим небольшое кол-во шпатлевки до состояния жидкой сметаны ( шлика) и мягкой крупной кистью покрываем раствором детали – чтобы окончательно выравнять их. Сушка 2 суток. Теперь обрабатываем начисто- мелкой шкуркой.! Если лепили пальчики – особое внимание межпальцевым пространствам и ногтевой лунке- воспользуйтесь бормашиной или прямоточильной – с зубными борчиками! На крайний случай – электронабор для маникюра – тоже вполне подойдет Для небольших работ по мягкому (как шпатлевка) материалу!
Готовые детали тщательно протираем губчатой салфеткой – удаляем частицы шпатлевки иначе получим дефект окраски. На 2 подставки ставим палку и готовим проволочные крючки для деталей. Окраска- 2 слоя сушка сутки каждый слой. Далее готовим краску для прорисовки ногтевых лунок, фаланг и межпальцевых пространств – тонкой кистью
По образцу или фото повторяем роспись на руках и ногах, у антикварных кукол обозначаются полукружьями лунки ногтей. Штрихом 3-5 мм – межпальцевые пространства, 3 короткими тончайшими штрихами 2 фаланги указательного, среднего, безымянного и мизинца пальцев рук , 1 фаланга большого пальца и пальчиков ног
У мелких кукол фаланги не всегда обозначаются.
Теперь колеруем лак – немного желтого и оливкового тонов, покрываем в 1 слой. Сушим пару суток. Протираем тальком или тонкой пудрой! – ГОТОВО!
Способ второй –для общего образования !
Реставрация грунта в данном случае схожа по технологии с реставрацией иконного левкаса, для тех кто знаком с реставрационными работами этого сорта- не представляет большой сложности. Но время конечно затрачивается другое.
Потребуются кроме всего прочего коллагеновые столярные клеи – костный кожный или рыбный) Клей готовится на водяной бане в концентрации 10%, добавляется антисептик типа катамина. Очищенная от грязи лака поверхность покрывается горячим клеем, так же шприцем клей подводится под отставшие пластины грунта, пропитка ведется пока клей впитывается в ветхую поверхность. Шпателем из эбонита аккуратно приглаживаются отставшие частицы грунта , вздутия и отслоения прижимаются, притираются на место – грунт насыщается клеем и влагой получая новый запас прочности и эластичности- а так же приклеивается к поверхности основы более прочно! По окончанию пропитки избытки клея удаляются с поверхности влажным теплым тампоном. Готовую работу « бинтуют» пергаментной полосой, или накладывают заклейку, и сушат дней 10 – после чего заворачивают во влажную теплую байку- чтобы удалить пергамент. Опять сушат неделю- теперь можно зачистить минимальные участки – где утраты и восстановить утраты и роспись - применяется метод на небольших участках ЧАЩЕ НА ЛИЦЕ – где необходимо сохранить оригинальную роспись максимально! Редко – для тел, и вообще- крайне редко.
Собственно описание этого метода скорей академическое нежели практическое и вряд ли
Кто то станет применять его для реставрации куколки в домашних условиях."

Комментариев нет:

Отправить комментарий