понедельник, 10 сентября 2018 г.

История кукольных фабрик. М.О.А.


Когда говорят о прошлой немецкой индустрии кукол, то почти всегда подразумевают центр Тюрингии - Вальтерсхаузен или Зоннеберг. Однако всего в нескольких километрах от Зоннеберга находится небольшой баварский город Нойштадт-бай-Кобург . Город, где основным рабочим заработком было производство игрушек и кукол, всегда находился в тени Зоннеберга, который считался центром игрушечной индустрии..
Одна из таких кукольных фабрик в Нойштате называлась " Фабрично-одетые, патентно-механические и шарнирные куклы, куклы любого вида "(Fabrik gekleideter, patentmechanischer und Gelenk-Puppen, Puppen jeder Art ) и была основана Максом Оскаром Арнольдом в 1877 году . Эта кукольная фабрика заработала на всемирных выставках и мессах в течении своего существования множество наград, среди которых были награды за "изящные кукольные наряды, нарядные куклы и кукольные аксессуары ,которые чаще всего были упакованы в одном чемодане с куклой".
Кроме этого фирма была очень изобретательной и активной в регистрации патентов, особенно кукольных тел. Например соединение суставов с помощью металической проволки, жестянные шарниры, а так же механизм движения куклы и поворота
головы.
Одна из интересных кукол, которая была выпущена этой фабрикой на рынок - это кукла которая могла петь и говорить .В её теле находился фонограф .Кукла продавалась с фирменным названием Арнола или Арнольдия ( Arnola , Arnoldia) которую можно посмотреть у Цизлик в Лексиконе немецкой кукольной промышленности ( Ciesliks Lexikon der deutschen Puppenindustrie ).
Кукольная фабрика М.О.Арнольд в первые годы своего существования покупала головы у различных фарфоровых фабрик .Большинство голов были маркированы фабриками производителями.( Единственное исключение, это говорящая кукла 1909 года выпущенная фабрикой М.О.Арнольд .Кроме серийного номера "54" больше ничего не указывает на её происхождение).
Из этого можно сделать вывод, что свои фарфоровые головы фабрика М.О.Арнольд начала выпускать только в 1919 году, когда купила в этом же году фабрику братьев Кнох (Gebr.Knoch ) в Нойштадт-бай-Кобург .С этого времени уже можно найти головы из бисквитного фарфора с маркировкой на шее "МОА"в звезде ( МОА -Max Oscar Arnold ). Некоторые из этих голов имеют ещё и маркировку "Welsch". Другими словами -фарфоровая фабрика под руководством М.О.Арнольд выпускала головы для других фирм, как и для кукольной фабрики Welsch & Co в Зоннеберг.
Головы с маркировкой "МОА" встречаются не часто. Известны только серии 130, 150, 200. Один из таких номеров есть и у куклы , чью фотографию вы видите. Голова промаркирована "МОА" (в звезде) Germany 200 7.
Кукла ростом 58 см,типичная девочка начала 20 столетия с приятным сладким выражением лица. Тёмно-голубые спящие глаза густо обрамлённые нарисованными ресницами .В дополнение к этому у неё есть настоящие густые ресницы .Брови только обозначены короткими штрихами. Светлый фарфор хорошего качества. Щёки с нежным румянцем,(в отличие от некоторых кукол 20 столетия имеющих яркий румянец). Открытый рот в виде сердечка, вверху видны 6 зубов.У куклы натуральный антикварный парик цвета блонд с локонами .
Существуют так же серийные номер "200" с дополнительной маркировкой "Welsch". Голова ,которая показана в статье , имеет только маркировку "МОА", что говорит о том, что головы производились не только для фабрики Welsch,но и для собственного производства кукол.
Тело куклы состоит из дерева и папье-маше. Кстати, родственнику (шурину?)М.О.Арнольд , художнику-скульптору Мартину Хейдлеру (Martin Heidler ), из Нойштад/ Кобург , удалось в 1894 году создать новую смесь для папье-маше.Эту массу не надо было больше вдавливать ,а можно было просто заливать в гипсовые формы. И фабрика М.О.Арнольд, само собой, стала первой, кто начал работать с этой массой.
Тело куклы было подвижным, с шарнирными сочленениями. Этот тип тела был изобретён французской кукольной фабрикой Jumeau, примерно в 1876 году и скопирован предприимчевыми фабрикантами из Тюрингии. Кукольный фабрикант Адольф Вислизен (Adolf Wislizenus) из Вальтерсхаузен первым привёз это тело из Франции и скопировал, а в Зоннеберг - это был фабрикант Генрих Штир.
Ранние немецкие тела имели больше сходства с французским образцом, но немецкие фабриканты всё время старались улучшить свою продукцию, в том числе и кукольные тела. При этом и Вальтерсхаузен, и Зоннеберг, развивали свой собственный стиль . Часто можно услышать,что тела из Вальтерсхаузен лучшего качества ,чем из Зоннеберг, однако так утверждать нельзя. В Зоннеберг тоже выпускались интересные и качественные кукольные тела.
Из-за экономической ситуации и давления,особенно со стороны американских закупочных фирм, кукольные фабрики в Тюрингии были вынужденны ,как только возможно, снизить себестоимость продукции.От этого в первую очередь страдало качество продукции, особенно тела и конечности.
Немецкая кукольная индустрия в основном зависела от экспорта своей продукции. Для стоимости пересылки и по таможенным причинам было важно, выпускать легкие кукольные тела. К тому же у американцев была склонность к большим куклам, которые ещё и не должны были быть дорогими.
По-этому со временем кукольные тела становились всё легче и стройнее. А у некоторых кукол ноги по отношению к телу были неестественно длинные и всё это для того,что бы кукла в общем казалась больше.
Так же и фабрика Макса Оскара Арнольда стремилась производить легких кукол. Так в 1906 году она рекламировала легких и небьющихся кукол, а так же улучшила процесс, делая тела из тиснёного картона, который был изобретён фабрикой кукол Gebr.Süssenguth из Нойштад/ Кобург .
Тело куклы, которая изображена на фото, является примером одного из поздних тел из региона Зоннеберг или Нойштад. Оно относительно лёгкое для своего роста. Круглые шарнирные суставы не свободно вращаются ,а крепко вклеены в нижнюю частью руки и нижнюю частью ноги. Тело в очень хорошей сохранности с небольшими потёртостями и имеет реалистичные очертания.На наш сегодняшний вкус руки, по отношению к длинным и крепким ногам, смотрятся хрупкими, но в 20-х годах прошлого столетия был такая тенденция - руки должны были быть тоньше и короче . И это было не только в немецкой ,но и во французской кукольной индустрии.
Автор статьи Lieslotte Wiegratz.

Комментариев нет:

Отправить комментарий